Эрзянь Мастор/2005/01/"Мастораве" - 10 лет

Эрзянь Мастор, № 1 (201), 19 января 2005 edited by Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
«Мастораве» — 10 лет
Статья на сайте газеты: № 201, 19.01.2005, "Мастораве" - 10 лет
 
«Мастораве» — 10 лет

Исполнилось 10 лет эпопее «Масторава», произведению, которое литературу Эрзи и Мокши поставило в один ряд с великими литературами мира, книге, подобные которой имеют лишь несколько европейских народов, что указывает на её исключительное культурное значение. Как же Мордовия встретила появление этого феномена, которому суждено имена Эрзя и Мокша пронести во все последующие века и тысячелетия? Союз писателей отреагировал молчанием. Ни на одном годовом собрании писателей и на съездах писателей «Масторава» не упоминалась. Промолчали о ней и на 70-летии Союза писателей Мордовии. Произносились восторженные восклицания в адрес посредственных произведений, вручались их авторам дипломы государственных премий и почётных званий, а о «Мастораве» — ни слова.

(Можно, делая обзор небесных светил, умолчать о той или иной звезде, заметить которую возможно только в сильный телескоп, но как можно умолчать о Солнце, дающем Земле свет и жизнь?)

Что приобрел автор «Масторавы», издав свой выдающийся поэтический и научный труд? Полчище врагов, вооружённых всеми видами оружия убийства: клеветой, пасквилями, провокациями, подсыпанием в стакан с питьём отравы, увольнениями с работы, игнорированием его писательских и научных заслуг... В январе 2000 года его вынудили со страшным скандалом уйти из университета только за то, что студенты филологического факультета изъявили желание иметь у себя в библиотеках его бесценную книгу. Целых два года он был безработным, лишённым средств к существованию. Для него устроили 37-й год во всём его блеске. Обращения к Власти с требованием прекратить гонения, вызывали лишь злорадную усмешку. Его имя треплют люди, которые на протяжении многих лет вымогают у абитуриентов огромные суммы денег, превращая вступительные экзамены в вуз в профанацию и в криминальный бизнес. В 1999 году он был представлен к почётному званию «Заслуженный поэт Республики Мордовия». С пафосом, приправленным стоязыкой ложью, комиссия по наградам единодушно отказала ему, несмотря на то, что к тому времени его имя знала почти вся Европа. В 2000 году было совершено покушение на саму жизнь автора «Масторавы». На одном праздничном мероприятии 29 ноября его напоили отравой, которая на целые сутки отключила его сознание. На этом же мероприятии похитили его дипломат с готовой рукописью докторской диссертации написанной в единственном экземпляре. Диссертацию пришлось написать заново.

30 лет продолжалась работа над эрзянским и русским текстами «Масторавы». Автор штурмовал коридоры власти, добиваясь реализации принятого самим Правительством Постановления об издании мордовского эпоса, оставил в Доме Советов и Доме Республики молодость и здоровье, ибо каждое посещение этих учреждений безжалостно сокращает срок жизни. И что в итоге? Война против него каннибалов, жаждущих обжарить его тело на первобытном костре.

(Когда в 1959 году Эрьзя вернулся из Аргентины, «мордовский народ» отказался от него, заявив, что ему гении с мировым именем не нужны. Мордовия не приняла скульптора и его произведения. На веки вечные великий мастер остался в обиде на мордву, которая в его устах стала «поганой». После смерти творца его произведения по решению Правительства Российской Федерации были перевезены в Саранск, ибо Эрьзя всё-таки завещал их своему народу. И что же? В Саранске его гениальные творения свалили в грязный сарай как обременительный хлам. И валялись они в грязи до тех пор, пока его имя снова не воскресло на страницах мировой печати.)

На земле Эрзи и Мокши не любят талантливых людей. Зато здесь в почёте заурядности в хамелеоновских шкурах, попы, футболисты и мотоциклисты ( не упоминаем борцов и ходоков, они, всё-таки свои, не купленные), которые ничего не дают (и не могут дать) для престижа республики. На бюджет бездарной футбольной команды «Лисма» можно было бы содержать писательскую организацию, национальный театр, науку — всю культуру в целом и вырастить выдающихся писателей, учёных, музыкантов, художников, артистов с мировым именем, неизмеримо высоко поднять престиж Мордовии. Но у нас жалеют деньги на красоту, разум, гармонию, собственную славу и с избытком их тратят на позор, на возрождение средневекового мракобесия и на призрачную мечту о никому ненужной футбольной команде экстра-класса, каковой не было, нет и никогда не будет даже в России, ибо футбол — не русская игра. Даже если бы «Лисма» три раза подряд стала чемпионом мира по футболу, она ничего не дала бы авторитету республики. Русский народ мир ассоциирует с Пушкиным и Есениным, но никак ни с Сычевым или даже с Рагулиным. Таким же образом Мордовия будет ассоциироваться с «Масторавой», но ни с каким-нибудь футболистом, мотоциклистом. Достижения в спорте — частное дело человека, спорт не вносит вклада в общественный прогресс. Достижения в литературе, науке, культуре, если даже они делаются отдельной личностью, являются достижениями нации в целом, ибо они выступают как плод коллективных усилий. Не было бы великой «Калевалы» и её автора Лённрота, если бы карело-финский народ не сложил свои прекрасные руны. Не было бы «Масторавы» и её автора Шаронова, если бы эрзянский и мокшанский народы не создали свои замечательные героические песни, а современная культура Эрзи и Мокши не находилась на том достаточно высоком уровне, на котором она ныне находится. Именно поэтому финны так любят «Калевалу» и её творца Лённрота. (Именно поэтому же «мордва» так не любит «Мастораву» и её творца Шаронова). Не было бы Пушкина, если бы Державин и Карамзин, вся Русь не подготовили его появление. Не было бы А.М.Доронина с его почти великолепным романом «Тени колоколов», если не было бы великого Никона и современной цивилизации.

Мы живём в обществе, источником существования в котором является труд. Однако эта истина в её проекции на автора «Масторавы» и других писателей Мордовии не воспринимается всерьёз. Здесь считают, что А.М.Шаронов 30 лет обязан был над своим произведением, потребовавшем титанического труда, боговдохновенного таланта и образованности европейского масштаба, работать бесплатно и питаться воздухом, ибо гонорар ему даже в самом ничтожном размере, предусмотренном типовым издательским договором, не выплачивают.

В 2003 году автор «Масторавы» обратился с просьбой к Главе Республики оказать содействие в получении гонорара, предусмотренного типовым издательским договором 1995 г. Вместо того, чтобы принять меры для исполнения условий договора, разыграли фарс: заявление размножили и разослали в различные инстанции (исключив юридические) с просьбой «посоветовать»: надо ли платить? Поразмышляв 1,5 месяца, решили: «Не надо!»

Любопытно обратить внимание на следующее: футболист «Лисмы» получает в месяц 100 тысяч рублей, 30-40 тысяч в месяц получает чиновник, каменщик в Москве, чернорабочий и т.д. Следовательно, поэт, ученый — ничто по сравнению с представителями названных профессий; следовательно, неумелый пинатель мяча, постоянно бьющий мимо семиметровых ворот, в миллион раз ценней для Мордовии боговдохновенного творца духовных и эстетических ценностей.

Какие мысли обуревают автора «Масторавы» после столь агрессивного для него десятилетия? Мечтает о переиздании своего творения в переработанном и дополненном виде, чтобы оно стало ещё лучше. Вот-вот напишет обращение в Правительство Республики о его финансировании... И это несмотря на то, что Оно ставит его неизмеримо ниже бездарного футболиста, лоботряса мотоциклиста, пинает как футбольный мяч? Надежда, говорят, умирает последней. Но до тех пор, пока во главе республики вместо «мордвина» не будет находиться русский или татарин, мечте его не сбыться. Поставим всех в известность: в 1991 году Постановление об издании «Масторавы» было подписано русским Председателем Правительства Мордовской ССР достопочтенным Михаилом Фёдоровичем Ковшовым. Честь ему и слава! «Мордвин» подобное постановление никогда не подпишет, ибо его обуревают не мысли сокола или орла, а вожделения болотного ужа. Непосредственно реализовать Постановление «мордовское» книжное издательство заставил, преодолев его отчаянное сопротивление, русский Президент В.Гуслянников. Честь ему и слава!

«Мастораве» — 10 лет. 10 лет нашей литературной славе и национальной гордости. 10 лет нашей вечности, ибо эта книга будет жить до тех пор, пока будет жить человечество.

Десятилетие «Масторавы» — это десятилетие нашего национального позора, культивируемого властью, ибо гонения на эту книгу и её автора — это гонения на наше достоинство, честь и славу, это демонстрация нашей национальной примитивности, нецивилизованности, неразумности, каннибальства, отсутствия чувства собственного достоинства.

Да поможет Инешкипаз, сотворивший мир на радость Человеку, обрести всем, кто его не имеет, человеческое лицо!!!

Суждения о «Мастораве»:

1. Шаронов украл «Мастораву» у народа (Доронин, эрзянин, поэт)

2. «Мастораву» писал весь институт (Абрамов, мордвин, Имяреков, мокшанин)

3. Шаронов не знает эрзянского языка (Доронин, поэт, Баргова, главный редактор книжного издательства, Арапов, поэт)

4. Шаронов не знает русского языка (Баргова, эрзянка)

5. Шаронов не настоящий автор «Масторавы» (Малькина, кандидат филологических наук, Петербургская, представитель нацдвижения, мокшанки)

6. Мокшин тоже мог бы написать «Мастораву» (Мокшин, мордвин, доктор исторических наук)

7. Не надо было издавать «Мастораву» (Келин, мокшанин, директор книжного издательства)

8. «Мастораву» написал другой человек (Бутылов, мокшанин, кандидат филологических наук)

9. «Масторава» — гениальное произведение (Ткаченко, украинец, член-корреспондент АН Украины)

10. «Масторава» — выдающееся произведение (Морохин, русский, доктор филологических наук)

11. «Масторава» — произведение непреходящего значения (Общество Кастрена, Финляндия)

12. «Масторава» — произведение мирового масштаба (Домокош, венгр, профессор)

13. «Масторава» — произведение уровня «Калевалы» (Дёмин, эрзянин)

14. «Масторава» — наша гордость (Чиняев, эрзянин, Председатель Общества «Масторава»)

15. «Масторава» — гениальное произведение (Мосин, эрзянин, доктор филологических наук)

16. «Масторава» — памятник мокше и эрзе на все века (В. Макушкин, мокшанин, доктор филологических наук)

17. «Масторава» — лучшее произведение финно-угорского мира (Мосин, эрзянин, профессор)

18. «Масторава» — эрзянская Библия (Кемайкина, эрзянка, поэт)

19. «Масторава» — великая книга (Ишуткин, эрзянин, поэт)

20. Шаронов — эрзянский Лённрот (Калинкин, эрзянин, народный поэт)

Моральную поддержку в издании «Масторавы» оказали: Ишуткин Н.И., поэт; Кемайкина Р.С., поэт; Калинкин И.А., народный поэт; Девин И.М., народный поэт; Доронин А.М., поэт; Лузгин А.С., доктор исторических наук; Юшкин Ю.Ф., директор книжного издательства; Самородов К.Т., доктор исторических наук; Дорожкин М.В., кандидат исторических наук; Жочкин Н.М., Первый Заместитель Председателя Верховного Совета Мордовской ССР; Ковшов М.Ф., Председатель Правительства Мордовской ССР; Гуслянников В.Д., первый Президент Мордовии; Грузнов П.Д., Заместитель Председателя Правительства Мордовской ССР; Чебакова А.К., редактор книжного издательства; Баргова Т.С., главный редактор книжного издательства; Надькин Д.Т., доктор филологических наук; Мосин М.В., доктор филологических наук; Моро А.М., поэт; Прончатов И.Н., поэт. Противодействовали изданию «Масторавы»: Радаев В.К., народный поэт; Мокшин Н.Ф., доктор исторических наук; Горбунов Г.И., кандидат филологических наук.

Издание русского текста поддержали: Н. И. Меркушкин, глава РМ; В. В. Канаков, заместитель Председателя Правительства РМ; М. И. Учеваткин, зав. отделом соц. работы.


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.