Эрзянь Мастор/2009/20/Репрессиям подвергалось...

Эрзянь Мастор, № 20 (316), 29 октября 2009 редактор Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
Репрессиям подвергалось... сёрмадызе Нуянь Видяз
Статья на сайте газеты: № 316, 29.10.2009, Репрессиям подвергалось...
 
Репрессиям подвергалось...

Совет Европы уравнял трагические последствия фашизма и сталинизма. Нашлись, правда, и голоса протеста этому вердикту. Ни Гитлер, ни Мусалини, ни Франко на жизнь народов своих государств не посягали. Как известно, своего главного политического оппонента, вождя немецких коммунистов Эрнста Тельмана, Гитлер и его приспешники лишили жизни лишь в 1944 году. У Сталина был почерк иной, он устреблял не только конкурентов, желающих править, но и простых граждан. Расстреливались, подвергались преследованиям миллионы. Метко назвал в свою пору саранский журналист Вениамин Епишин ту бойню «кровавой жатвой».

В Мордовской АССР репрессиям подвергалось 8142 человека, из них 1177 — были приговорены к расстрелу. Это крестьяне, рабочие, попы, руководители предприятий и учреждений, представители интеллигенции. Последние преследовались, а многие были расстреляны, за принадлежность к несуществующему мифическому блоку «буржуазных националистов», как «националисты». По ложному обвинению был арестован по существу весь коллектив НИИ мордовской культуры. Заведующими отделов назначались аспиранты.

Огромный урон был нанесен культуре, интеллектуально-нравственному потенциалу народа. Смерть оборвала жизнь гения эрзянской литературы Федора Чеснокова, 18 лет провел на нарах автор шедевра эрзянской литературы «Эрьмезь» Яков Кулдуркаев, казнен лингвист-профессор Анатолий Рябов, под жерновами репрессий погибли ученые Михаил Маркелов, Тихон Миронов.... Волна арестов прокатилась и по мордовскому книжному издательству. Владимир Рябов вместе с братом Анатолием был расстрелян, а Федор Потешкин — осужден к 15 годам лишения свободы.

Оставшихся в живых принудили петь оды во славу «отца народов», «великого кормчия социализма», петь кантаты, прославляющие «новую жизнь», колхозы, коллективный труд, трактор, заставили говорить чужим голосом, петь чужие песни.

Самая трагическая дата той «кровавой жатвы» 23-24 мая 1938 года. В эту ночь были расстреляны в тюрьме НКВД в Саранске лучшие представители эрзянской интеллигенции: Иван Арапов, Анатолий и Владимир Рябовы, первый секретарь Обкома М.Д.Прусаков, предисполкома А.Я.Козиков и многие-многие другие. Место, куда их свозили и сваливали в котлован в глухом лесу, найдено, но власти Мордовии упорно не хотят обозначить его каким-либо памятным знаком. Это свидетельствует об одном: 37-й год не стал достоянием истории, он жив и правит обществом.

Карающий меч советской империи не пощадил и тех, кто по роду своей деятельности жил вдалеке от Родины. Из Лондона был «приглашен» в Москву дипломат Тимофей Васильев, один из инициаторов и основателей Автономии для Эрзя народа, создатель газеты «Якстере теште» в 1921 году, писатель. «Нашли» и Семена Кутякова, комкора, заменившего в 1919 году Василия Чапаева после его гибели.

Предвоенные годы продолжили ещё более смертоносные годы сороковые. Сколько талантов похоронила Вторая мировая, никто не скажет. Статистики такой нет. Известно лишь: не вернулось оттуда 12 только тех, которые успели подать голос как литераторы. А сколько не успели увидеть свое первое произведение?

Итоги Великого террора, Великой Второй мировой и деяния сегодняшних «фюреров», продолжателей дела Сталина, выражаются не только числом людских потерь, но и духовно-нравственным, культурным состоянием сегодняшнего бытия. Изгнаны из школ родные языки (что не позволяли даже фашисты!), детские садики беспощадно русифицируют эрзянских детей, народ Эрзя лишили средств информации — TV, радио, газет.., Эрзя язык выведен из сферы общественной жизни, ниша его — кухня.

О последствиях 30-40 годов, о «заслугах» властей нынешних говорит ещё и то, что не стало, особенно за пределами Мордовии, пишущих на родном языке. В частности, из 80 тыс. эрзя (большинство) населения самарской области пишет на родном ... один — Дригань Толай. Из той области, откуда в годы образования Автономии пришли самые известные поэты, прозаики, ученые.

Федор Афанасьевич Потешкин родился в эрзянской семье в 1906 году в посёлке Рангилей Пензенской области. Окончил Пензенскую совпартшколу, редакционно-издательский институт в Москве. Поработав в столице, приехал в Саранск. Здесь работал (по личному удостоверению от 1 авгу4ста 1934 г.) ответственным редактором журнала «Сятко», затем заместителем директора Мордовского книжного издательства (удостоверение от 1 января 1937 г.).

Был осужден 24.05.38 Военной Коллегией Верховного Суда СССР по ст. 58-7, 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества, реабилитирован 14.05.65. Воспоминаниями о личности дяди делятся его племянницы и племянник.

Нуянь Видяз


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.