Эрзянь Мастор/2011/01/Многоликая автономия или автономия с обрезанными крыльями

Эрзянь Мастор, № 1 (345), 14 января 2011 редактор Нуянь Видяз, Кшуманцянь Пиргуж
Многоликая автономия или автономия с обрезанными крыльями
Статья на сайте газеты: № 345, 14.01.2011, Многоликая автономия или автономия с обрезанными крыльями
 
Многоликая автономия
или автономия с обрезанными крыльями

22 декабря 2010 года заседал Совет «мордовского народа». Первым обсуждался вопрос о реализации федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Общественных объединениях».

Так руководители Совета провели собрание, что и собираться не стоило. Но это особый разговор. Более подробнее остановимся на первом вопросе.

Существует НКА около или более 10 лет. К сожалению, ожидаемых положительных результатов от них, считай, нет. Ибо прав у них, как и объединений, чуть длиннее обрезанного хвоста мышки. Никаких. Хотя нет! Им позволяют петь до хрипоты и плясать до упаду. Ну и участвовать во всевозможных пышных застольях. Они, эти НКА, не могут влиять на процесс школьного и дошкольного образования, на процесс воспитания детей, то есть на ту систему, которая является основой основ полнокровного функционирования жизни нерусских коренных народов.

Председатель НКА Пензенской области В.Я. Прошкин назвал в своем отчете сумму, выделенную НКА из бюджета области на 2010 год — 80 тысяч. Это капля в море. Разве на такие мизерные подаяния, совершенно не сопоставимые с налогами, взимаемые с эрзянского и мокшанского населения в казну Пензенской области, можно оживить национальную жизнь? Разве можно на эти рубли организовать, возобновить преподавание и, самое главное, обучение детей на родном языке? А содержать школы?

На выделенные НКА Пензенской области гроши разве можно организовать информационную службу, издавать и распространять газеты, журналы, аудио и видео материал? Тоже самое с теле- и радиоэфиром. Что за автономия без современных средств связи?

Тем не менее, следует помнить известную истину: даже в самом худшем, самом плохом, всегда содержится что-то положительное, что-то нужное. Так и с НКА. Они, хотя бы на кроху, способствуют нашему объединению. Поэтому нам, эрзянам, нужно и важно создавать зарегистрированные общественные организации, в том числе и НКА. Это форма самоорганизации. С их помощью, как юридических лиц, можно налаживать деловые связи как с государственными, так и частными структурами.

Создав, смотреть надо в оба: как бы вопрошая у «сильных мира сего» деньги на проведение того или другого мероприятия, не превратиться в услужливую няню. Многие существующие, к беде нашей, именно такие. Они, кроме песен, плясок на костях предков, сарафанных вернисажей ничего другого не знают и знать не хотят. Они нужны, они способствовали бы пробуждению национального самосознания, духа, если использовались с благой целью и системно с другими средствами спасения языка и культуры (печать, радио, телевидение, участие в выборах в органы управления и т.д.). Этого у зарегистрированных общественных организаций нет. Их девиз один — служить верхам, сказанному кем-то (Иисусом, Лениным, Путиным...) демонстрировать властям свой талант на правительственных праздненствах.

Почему же столь усердно, с упорством, достойным подражания, московские официальные власти горой стоят за безденежную национально-культурную автономию? Чем они привлекательные для них?

Ларчик открывается проще простого. Свалить прямой долг государства, закрепленный Конституцией, — обеспечить равенство и этим сохранить живущие на его территории нерусские народы — на худые, узкие, безденежные плечи общественности. Этим оно стремится отправить их в мир иной, покончить с многоязычием государства от «южных морей до полярного края». НКА — одна из эффективных методов русификации эрзян, мокшан, татар, мари... Есть ещё одна заноза в этих НКА. Скрытая.

В Саранске перед Новым годом испытывалось очередное изобретение пресловутого похоронного Центра культуры финских народов Поволжья — новогодний «Огонёк». Приглашались представители обществ украинцев, азербайджанцев, армян, чувашей... Была, разумеется, представлена и мордовская подвластная общественность.

Брызги шампанского. Песни, пляски и «в воздух чепчики бросали!» Словом, очередной пир во время чумы.

Хорошо это или плохо, что в Мордовии столько «диаспор» разных народов? «Хорошо!» — утвержают многие. Гордимся, в грудь бьём — вон де сколько представителей разных народов проживает в нашей республике! Это инертность, заданность мышления. Привычка. И вот почему.

В регионах с русским населением за счет притока иноязычного населения увеличивается число русскоговорящих, то есть русских. А как это аукнется в Марий Эл, Коми, Чувашии, Мордовии?.. Так же, как и в русских областях — увеличивается численность говорящих на русском языке. Все эти общества, так широко рекламируемые властями, — ещё один способ разбавления аборигенного населения, проще — разновидность русификации.

Общественные организации украинцев, молдаван и «разных прочих шведов» — это ядра, которые обрастают постепенно земляками, родственниками, женятся, выходят замуж. Множатся. К примеру, за десять лет число армян в Мордовии достигло до 1310 человек (данные 1989 года).

Вывод прост: разнородные землячества в форме национальных обществ на территории Мордовии — это ещё одна лазейка, для отправки на вечный покой коренных эрзя и мокша народов.


RU: Данная работа создана сотрудниками газеты Эрзянь Мастор и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International. См. пояснение внизу заглавной страницы газеты.
EN: This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License as a work by Erzyan Mastor journal employee(s). See the disclaimer on the bottom of the front page of the journal.